17 марта 2015Светильники первой половины 19 столетия: стиль бидермейер Во втором десятилетии 19 века в Германии и Австрии стало популярным стилевое направление бидермейер. Период его расцвета продолжался недолго, всего 30 с небольшим лет. Тем не менее, бидермейер оставил в истории художественных стилей особый след. В чем же его уникальность? Почему это стилевое направление считается столь исторически значимым? В Германии и Австрии стиль бидермейер был распространен в 1815-1848 годах. Он стал заменой господствовавшему в остальной Европе ампиру. Новое стилевое направление отвечало запросам немецко-австрийского мещанства. Бюргеры, отличавшиеся прагматизмом, стремились сэкономить на красоте интерьеров в пользу комфорта, удобства и прочности. Роскошь и вычурность, характерные для ампира, в Германии и Австрии не ценились. Особенности светильников в стиле бидермейер Для этого интерьерного стиля характерна добротная, прочная и удобная мебель. Она выглядела просто, лаконично и в тоже время довольно привлекательно за счет плавно изогнутых линий и не лишенной респектабельности отделки. Бидермейеру свойственны камерность и сентиментальность. Люстры в то время изготавливались из резного дерева и позолоченной железной проволоки. От центральной чаши отходило 6 или 8 рожков. Элементов декора было не так много. Люстра в стиле бидермейер Бидермейер оказался первым недворцовым стилевым направлением. В этом-то и состоит его уникальность. Именно этим объясняется историческая значимость бидермейера. Все стили, существовавшие ранее, учитывали интересы правителей, проживавших во дворцах. Бидермейер же стал стилем обустройства домов, в которых жили представители среднего класса. Хотя, конечно, и в этот период создавались роскошные хрустальные люстры для дворцовых помещений. Наиболее значимым представителем бидермейера считается немецкий художник, архитектор и дизайнер Карл Фридрих Шинкель (1781-1841 гг.). По его проектам построены, в частности, Драматический театр в Берлине и дворец Шарлоттенхоф в Потсдаме. Шинкель сотрудничал с берлинской фабрикой по производству люстр. Он разрабатывал проекты элегантных люстр из хрусталя для дворцовых залов. Эти небольшие потолочные светильники не поражают роскошью и величавостью, но выглядят весьма привлекательно. Одна из хрустальных люстр К. Ф. Шинкеля В домах зажиточных горожан использовались в то время настольные и настенные подсвечники и канделябры преимущественно из латуни, олова, а также дерева, которое раскрашивалось в разные цвета. Применялось для производства светильников и железное литье. Затраты на производство таких изделий были небольшими, поэтому стоили они недорого. Гораздо реже встречались более дорогие светильники из серебра. Высота подсвечников обычно составляла 18-25 см. Их корпус выполнялся в виде колонны и не украшался декоративными элементами. Окончание эпохи свечного освещения К концу непродолжительного периода господства бидермейера стали широко использоваться масляные и керосиновые лампы, появившиеся немногим ранее. Многовековая эпоха, на протяжении которой для освещения помещений применяли свечи, завершилась. В Германии и Австрии в первой половине 19 века в целях экономии использовались небольшие по мощности лампы. Они светили неярко, привнося таинственность и интимность. В 1848 году в Германии и Австрии произошли революции, которые завершили непродолжительную эпоху бидермейера.