19 марта 2015Светильники второй половины XIX века: стиль романтический историзм В 50-е годы XIX столетия в Европе начался период воссозданий художественных стилей, которые господствовали в прежние времена. Почему после завершения эпохи бидермейера не появилось цельное стилевое направление? В чем причины популярности романтического историзма, получившего широкое распространение? После череды революций, случившихся в 1848-1849 годах, представители среднего класса в европейских странах быстро богатели. Буржуазия стремилась иметь роскошные, богатые интерьеры. Мастерские и фабрики по производству мебели и светильников хотели угодить состоятельным заказчикам. Они изготавливали изделия, заимствуя элементы, свойственные разным стилям. Период с 50-х по 90-е годы XIX века ознаменовался господством романтического историзма. Это очень пестрое направление вобрало в себя черты более ранних стилей. Особенности светильников в стиле романтического историзма В 1852 году императором Франции стал Наполеон III. Он и его супруга Евгения де Монтихо были законодателями интерьерной моды. В светильниках эпохи Наполеона III просматриваются черты необарокко, нового рококо и ампира. Воплощением французского романтического историзма считается Опера Гарнье в Париже, поражающая великолепием люстр и элементов декора. Особой популярностью во Франции пользовались хрустальные светильники торговой марки «Баккара», отличавшиеся искусной огранкой хрусталя. Роскошные люстры в фойе Оперы Гарнье в Париже В Германии бюргеры, разбогатевшие в период правления Бисмарка, уже не хотели довольствоваться простыми и недорогими предметами мебели и светильниками, характерными для бидермейера. Они стремились продемонстрировать успех и богатство. Для немецких интерьеров стали характерны показная роскошь и помпезность. Люстры и светильники имели богатый декор, элементы которого в интерпретированном виде заимствовались из разных стилей предыдущих эпох. В Англии в этот исторический период правила королева Виктория. Воссозданный стиль, получивший при ней распространение, стали называть викторианским. Спросом пользовались дорогие предметы роскоши. В английских светильниках того времени встречаются элементы неоготики, неоклассицизма и нового рококо. В неоготическом стиле был восстановлен после пожара Вестминстерский дворец. Викторианскому интерьеру соответствовали изысканные люстры из хрусталя. Подвесные и настольные светильники в Королевской галерее Вестминстерского дворцаПолучивший широкое распространение романтический историзм, по сути, «снял сливки», вобрал в себя все лучшее, что было присуще разным стилям. Чрезвычайно модной стала эклектика, предполагающая сочетание разнородных стилевых элементов. В России романтический историзм также получил широкое распространение. Мастера, создававшие светильники, не стремились сохранить в чистоте элементы какого-то одного стиля. Электричество — новый источник света В эпоху романтического историзма появилось электричество. Дизайн светильников стал учитывать возможности этого источника света. Новые технологии и быстро развивавшееся фабричное производство сделали более доступными по цене предметы интерьера, в том числе и светильники. Хрустальные люстры из позолоченной бронзы и латуни часто имели форму корзины или шатра. Популярной была композиция из чаши с расположенными над ней кольцевыми ярусами. На эту эпоху пришлось стремительное развитие уличного освещения. В конце XIX столетия все крупные города Европы были украшены красивыми фонарями. Они наполняли ярким светом площади и улицы. Уличные фонари эпохи романтического историзма в Дрездене