Мало кто знает, что многие окружающие нас предметы (мебель, светильники, другие элементы интерьера) своим дизайном и функциональностью напоминают лучшие творения в стиле баухаус. Это стилевое направление, получившее развитие в Германии в 1919-1933 годах, стало началом новой эры в оформлении интерьеров. Почему же именно эстетика баухауса считается главным столпом дизайна XXI века?
В 1919 году в немецком Веймаре была основана Высшая школа строительства и художественного конструирования, получившая название Баухаус. В этом учебном заведении появилось объединение архитекторов, художников, дизайнеров, разработавших принципы нового стилевого направления. Стиль стал называться так же, как и школа. Его основоположники видели свою задачу в том, чтобы строить недорогие жилые дома, создавать функциональную мебель, простые светильники, удобные предметы интерьера.
Первым руководителем Высшей школы Баухаус стал немецкий архитектор Вальтер Гропиус. Его соратниками были дизайнер Вильгельм Вагенфельд, архитектор Ханнес Мейер, художник Василий Кандинский, другие известные мастера. В основе баухауса лежит индустриальный функционализм. Программной целью основателей нового стилевого направления являлся отказ от «буржуазной роскоши». В Германии было начато серийное производство предметов быта, которые отличались функциональностью, простотой, экономичностью, отсутствием украшений.
Настольная лампа в Доме-музее Вагенфельда
Светильники в стиле баухаус сочетали в себе практичность и удобство в использовании. Они изготавливались из недорогих материалов, что определяло их доступную стоимость для массового потребителя. К слову, именно в это время впервые появилась металлическая мебель, ставшая сегодня модным трендом. Разнообразные предметы интерьера, которые разрабатывали представители стиля баухаус, отражали новую эстетику. Страсть к украшательству и роскоши была в Германии, проигравшей в Первой мировой войне, не в моде.
Большой вклад в развитие новой предметной среды интерьеров внесла дизайнер и художник Марианна Брандт. Она занималась, в частности, созданием оригинальных светильников. Очень многие ее модели были тогда запущены в серийное производство. Даже в наши дни по проектам Марианны Брандт выпускаются люстры и настольные лампы. Ее светильники отличаются сочетанием функциональности и тщательно продуманного дизайна. Работы этого дизайнера стали прообразами минимализма, будущего стилевого направления, появившегося в 60-е годы.
Знаменитое творение Марианны Брандт сохраняет актуальность и сегодня
Это стилевое направление характеризуется огромным количеством инноваций: от модульной мебели до разноуровневых потолков. Многие идеи, предложенные ведущими представителями баухауса, получили новое развитие в XXI веке. Светильники, выполненные в этом стиле, привлекают лаконичностью, четкостью геометрических форм (самыми популярными формами являются шар, куб и цилиндр). Отсутствие декора и орнаментов придает люстрам, настольным лампам, бра, торшерам простоту и совершенство, которые так ценятся сегодня.
Люстры в стиле баухаус